"Чайковский государственный институт физической культуры"
ФГБОУ ВО

"Чайковский государственный институт физической культуры"

+7 (34241) 2-39-17    
Все контакты    Карта сайта

Психофизиологические исследования

Психофизиологические исследования (программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКФ – «Мираж»).

Аппаратный комплекс ПАКПФ-02 (далее — ПАКПФ) предназначен для проведения психофизиологической диагностики под воздействием внутренних и внешних факторов на организм человека при физических и нейропсихических нагрузках. Он не предназначен для диагностики, лечения и профилактики заболеваний человека.

Арифметический счет.

Тест «Арифметический счет» является методикой определения интегральной работоспособности головного мозга. Для выполнения задания испытуемый должен владеть основными математическими функциями: умножением, сложением, вычитанием и возведением в квадрат, понятием четности числа. Поэтому данный тест рекомендуется применять, начиная со среднего школьного возраста.

Асимметрия.

Тест «Асимметрия» является методикой определения функциональной асимметрии у детей, подростков и взрослых. Сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрии, определяющее индивидуальный профиль функциональной асимметрии, обычно присуще только определенному типу поведения.

Двигательная (моторная) асимметрия (ДА) изучается на основе выполнения следующих заданий, которые предлагаются в виде словесной инструкции, образца, предъявляемого исследователем. На экран монитора выводится название задания, результаты которого исследователь заносит в протокол.

Критическая чистота световых мельканий.

Тест основан на принципах дискретометрии. Критическая частота слияния и различения световых мельканий — это максимальная частота, при которой испытуемый еще различает отдельные ритмически подаваемые световые мелькания с нарастающей и убывающей частотой. Переход за верхнюю границу частоты световых мельканий ощущается испытуемым как сплошной свет (критическая частота слияния световых мельканий — КЧССМ), а за нижнюю — как мигающий свет (критическая частота различения световых мельканий — КЧРСМ).

Пропускная способность зрительного анализатора.

Информационный поиск полезного сигнала среди множества других раздражителей, выступающих в качестве релевантных помех, позволяет оценивать пропускную способность зрительного анализатора. В этом плане таблица В. И. Медведева, А. А. Генкина, М. П. Шека с кольцами Ландольта (1963) является идеальной информационной нагрузкой, поскольку все кольца однородны по характеру восприятия, и, следовательно, несут одинаковую информацию — 0,543 бита. В то же время введение в задание по обнаружению полезного сигнала дополнительных дифференцировочных сигналов, при совпадении которых информационный блок является отрицательным раздражителем, не подлежащим идентификации, позволяет одновременно оценивать и подвижность нервных процессов.

Сложная сенсомоторная реакция.

 Сложные зрительно-моторные реакции, возникающие в условиях, когда испытуемый должен реагировать только на строго определенный сигнал при предъявлении нескольких комбинаций световых сигналов, позволяют определить силу процесса возбуждения и подвижность нервных процессов в ЦНС. Оценка определяется на основе анализа общего времени реакции, длительности латентного периода реакции и точности моторного реагирования.

Программа позволяет подбирать цвет светового сигнала и количество тестирований.

Простая реакция (сенсомоторная на звук, сенсомоторная на свет, двигательная).

Время простой сенсомоторной реакции является интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. Однако основную роль играет проведение возбуждения по центральным образованиям, что, по мнению ряда авторов, позволяет рассматривать время простой сенсомоторной реакции в качестве критерия возбудимости центральной нервной системы. Латентный период сенсомоторных реакций имеет значение адекватного показателя функционального состояния нервной системы.

Теппинг - тест (оптимум, максимум, 50% ).

Теппинг-тест, основанный на выполнении стереотипных движений (постукиваний), предложен Е. П. Ильиным (1978). В последующем на его основе был разработан ряд методик (Н. Г. Блинова и соавт., 2000), в том числе и предлагаемые ниже авторские методики, в которых используются различные режимы задания психофизических нагрузок выполнением постукиваний.

Краткосрочное постукивание с максимальной частотой позволяет определять силу нервной системы, а более длительное постукивание в максимальном темпе, а также в навязанном темпе с переменным ритмом позволяет получить информацию о выносливости нервной системы и способности к усвоению навязанного ритма. Эти показатели играют важную роль при разработке рекомендаций по регламентации тяжести и продолжительности выполнения умственных и физических нагрузок, направленных на предотвращение развития утомления и переутомления.

Уравновешенность нервных процессов.

Сущность метода состоит в определении способности испытуемого без зрительного контроля как можно точнее воспроизвести на экране монитора линии, равные предварительно предъявленному образцу.

Воспроизведение временных  интервалов.

Испытуемому предлагается запомнить заданный временной интервал, который представлен в виде отсчета секундомера на экране монитора. Испытуемому может быть предложено три произвольных интервала времени.

Психоэмоциональной сферы (САН, Спилбергер-Ханин).

Перспективность применения субъективных методик в диагностических целях обусловлена многообразием проявлений симптоматики различных состояний: от привычного каждому человеку ощущения усталости до специфических ощущений, возникающих в необычных или чрезмерных по воздействию условиях деятельности.

Существует множество методик психологического тестирования, однако для определения психоэмоционального состояния достаточно ограничиться результатами субъективной оценки, получаемыми путем заполнения анкеты САН, а для определения уровня ситуативной тревожности — анкетой Ч. Д. Спилбергера, в которой используются суждения, характеризующие различные проявления эмоций.

Красно - черные таблицы.

Для определения показателей переключения внимания используется классическая методика «отыскания чисел с переключением» (методика Шульте).

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Направленность — это избирательный характер активности; сосредоточенность — углубление в данную деятельность. С уровнем внимания тесно связаны процессы воспитания и обучения. Внимание рассматривается как психический процесс (например, сенсорное, перцептивное или интеллектуальное внимание), как состояние (например, состояние сосредоточенности) и как свойство личности (например, внимательность).

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.

Оценка свойств внимания необходима как для выявления индивидуальных особенностей учащихся, так и для контроля функционального состояния ЦНС в динамике.

Объем зрительного восприятия.

Память — это способность к усвоению, хранению и воспроизведению информации. В качестве «первичной умственной способности» память входит в структуру интеллекта, опыта и знаний.

Выделяют кратковременную и долговременную память, а также механическую, смысловую, ассоциативную, логическую, оперативную, образную память. К характеристикам памяти относятся объем, быстрота запоминания, прочность удержания и точность воспроизведения запомненного.

Подвижность нервных процессов.

Тест основан на различении сигналов разных цветов, подаваемых в случайном порядке с нарастающей скоростью. Повышенная мобилизованность испытуемого на быстрое и точное выполнение задания провоцирует эмоциональное напряжение. Поэтому хорошие результаты теста могут служить показателем толерантности к стрессу, что свидетельствует об уравновешенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Методика: Испытуемому предъявляются в случайном порядке 20-30 сигналов трех цветов. В ответ на один цвет необходимо быстро нажать на левую кнопку, на второй цвет – на правую, на третий цвет - никакого действия производить не надо. Скорость предъявления цветов, при которой совершается более 5 % ошибок является величиной подвижности нервных процессов.

Реакция на движущийся объект.

Сущность реакции на движущийся объект (РДО) состоит в том, что сигнал, с которым связано ответное действие, не фиксирован на месте, а движется с определенной скоростью. При помощи РДО оцениваются точность реагирования, склонность к риску, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, функциональное состояние и работоспособность ЦНС.

Методика. На экране монитора движутся линии. Испытуемому предлагается нажать на кнопку в момент касания линий. Время точных, запаздывающих и опережающих реакций характеризует уравновешенность нервных процессов.

Теппинг-тесты.

Применяется для оценки свойств лабильности нервной системы, т.е. способности нервных клеток быстро переходить от состояния торможения к возбуждению и наоборот, и для определения скоростных возможностей двигательного анализатора. Результаты тестирования могут использоваться при оценке силы нервной системы (по Е.П. Ильину).

Методика. Испытуемому предлагается в течение заданного интервала времени произвести как можно больше нажатий клавиши датчика.

Сохранение и обработка полученных результатов.

Результаты тестирования сохраняются в выбранную пользователем папку после каждого теста, что позволяет не опасаться сбоев в работе программы. Данные отображаются в формате «Блокнот» (*.txt) и могут быть перенесены простым копированием в любой текстовый редактор (Word и др.).

По умолчанию текстовые файлы сохраняются в корневую папку программы (С:\Program files\ПАКПФ), в которой также хранится краткое описание всех тестов.

Контактная информация ФЦП по ЗВС "Снежинка" им.А.А.Данилова
Адрес: 617742, Пермский край, Чайковский район, п. Прикамский, ул.Пионерская, 48
Контактные телефоны: 8(34241)2-16-36 и 8(922)350-43-46 (будни), 8(34241)6-48-55 (круглосуточно)
Контактный e-mail:
fc-chaik@mail.ru 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чайковский государственный институт физической культуры"

617764, Пермский край, г.Чайковский, ул.Ленина, д.67
> Приемная комиссия
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit
ЧГИФК © 2017. v.1 При полном или частичном использовании текстовых и графических материалов с сайта ссылка на сайт ЧГИФК обязательна.